Апшеронская узкоколейная железная дорога  одна из самых необыкновенных объектов Российского железнодорожного транспорта. Она является  последней сохранившейся в государстве «горной» лесовозной узкоколейной железной дорогой.

Строили и использовали только для вывоза леса, также и для пассажиров. Начальство узкоколейной дороги в городе Апшеронск Краснодарского края. Ширина колеи: около 750 мм.

   Плюсы узкоколейной железной дороги в том, что она требует меньше затрат в постройке, а также в эксплуатации, чем линии со стандартной шириной колеи между рельсами. Малые размеры локомотива и вагонов допускали строительство легких мостов, что требовала извлечь малый объем грунта в горных районах. И кроме этого, можно было допустить более кривые повороты, чем они обуславливали свою популярность в горах, нежели обыкновенные железные дороги.

Недостатками узкоколейной:

- малый вес груза;

- малый габарит груза;

- наименьшая устойчивость;

- малая максимально допустимая скорость.

Самым большим минусом узкоколейной стало то, что линии не соединялись с дорогами Европы. Такие железнодорожные пути часто строились для определённой цели предприятия (например, для перевозки торфа ). Поэтому, ни о какой единой сети узкоколейной дороге не могло идти и речи.

 

Остановочные пункты и Станции:

 00 км. — Апшеронская (разобраны в 2010)

15 км. — 15 Км (разобраны в 2010)

24 км. — Самурская (разобраны в 2010)

31 км. — Черниговская — Начальный пункт УЖД

40 км. — 40 Км (на топограф. картах «Десятый Километр»)

44 км. — Режет

48 км. — Нижние Тубы

52 км. — Средние Тубы

59 км. — Шпалорез (на топограф. картах «Отдалённый»)

Станция Кушинка расположенна на ветке в 2,5 километрах западнее раздельного пункта 40 км («Десятый Километр»).

  Локомотивы:

1.Тепловоз ТУ7 — № 2540, № 2629

2.Пассажирская дрезина ТУ8П — № 0005

3.Пассажирская дрезина ТУ6П — № 0053

    Вагоны:

1. Крытый вагон

2. Вагон цистерна

3. Вагоны платформы

4. Вагоны платформы для перевозки леса

5. Узкоколейный пассажирский вагон ПВ

История:

Из официальных данных, Апшеронская железная дорога построена и запущена  в 1927 году. С начало линия лишь на малом маршруте заходила в горный массив.  Позже в 1930-х годах, при проложение новых участков  железной дороги использовался труд заключённых.

Горная линия от Черниговской до Шпалореза полностью была запущена в 1940-х годах. Сохранённые вокзалы из камня на станциях Самурская и Черниговская со своим рельефным фасадом, напоминают о 1955 и 1956 годах, когда они были построены. Это было время подъема этой дороги.

В дальнем горном населённом пункте, южным центром в 20 веке 40-го года был посёлок который был назван довольно странно: Отдалённый (Шпалорез).

Раньше сеть линий узкоколейной дороги на карте изображалась по-другому нежели сейчас. Станция Самурская связывала собой все линии Апшеронской железной дороги. Отсюда зародилась восточная линия  железной дороги, ушедшая на 10 километров в горные районы. На ней располагались станции Мезмай, Гуамка,  Камышанова Поляна, Темнолесская. От станции Камышановая Поляна железная дорога простиралась всё дальше в горный массив, пересекая границу республики Адыгея и Краснодарского края. Последний участок находился на самой высокой горной точке, если сравнивать с остальными.

Посёлок Отдалённый (Шпалорез) в начале зарождения линии не являлся конечным пунктом. Дорога пробивалась всё дальше в глубину гор, что подтверждали рассказы местные жители о ней. Эти 14 километров участка перестали использовать в конце 60-х годов, на данный момент его нет.

Проходили и другие линии —  в разные стороны ответленные в горы, построенные для освоения лесов. Но в последствии они были разобраны, причина которая неизвестна и до сегодняшнего дня.

К концу 1960-х годов конечной точкой восточной линии Апшеронской железной дороги являлась станция Темнолесская. Северная часть линии, от Темнолесской до Камышановой Поляны в конце концов была разобрана. Дальнейшая жизнь восточной линии продолжалась странно. В 1980-м году участок Самурская — Гуамка местами обрушилась в результате огромного наводнения. И это послужило изменению на карте России появлением новой узколинейной железной дороги (Гуамка — Мезмай)

Самое интересное, что на данный момент Апшеронская линия ещё работает. Иначе как чудом это не назвать. Частенько поднимался вопрос о вывозе леса автомобильным способом от Апшеронска до Чернигова, но всякий раз железная дорога была на первом месте.

В 1992 году на линии станций Черниговской и Режетом случился обвал, в последствии чего движение по дороге было временно остановлено. Для работников этой линии оказался большим ударом по их бюджету.

Только 1998 году было договорено что войска России осуществляет ремонт Железнодорожного полотна. Ремонт был осуществлён на южном горном участке около 9 километров около станции Средние Тубы. Работа оказалась плохого качества что провело к переделки этого участка. Работники железной дороги были очень возмущены отмывание денег правительства, которое выделяло деньги из бюджета на ремонт дороги. После чего им самим пришлось всё исправлять.

Можно заметить, что с 1999-х годов Апшеронская линия железной дороги прогремела  на весь мир. Ознакомиться с этой линией приезжали люди с самых разных стран. При приезде друзей из разных мест пускали по линии специальный пассажирский поезд.

Главы Апшеронского района в последние годы постоянно дотируют пассажирские перевозки. Расписание этих поездов с 1998 года не изменялось ещё не разу.

 

В декабре 2002 года по каналу ТВС был показа документальный фильм о работе Апшеронской узкоколейной железной дороги, что стало одним из событий новейшей истории.

С 2006 года прекратили пассажирское движение от станции Апшеронская — Черниговская(протяжённостью 31 километр) в связи с аварийным состоянием, но на участке Черниговская — Кушинка — Шпалорез всё ещё в ходу 2 пары поездов в сутки (в выходные дни — 1 пара).

Но уже с весны 2007 года на участке Апшеронская — Черниговская остановили и грузовое движение. Уже со станции Черниговская лес вывозили автотранспортом. Этот участок иногда использовался только для  проезда тепловоза резервом.

Со станции Черниговская с 24 октября 2007 года вновь пустили регулярный грузовой поезд на Апшеронскую и через некоторое время стали редкими, так как ремонт был произведён минимально, хотя требовал больших затрат.

До 2010 года  узкоколейная  дорога состояла из магистральной линии протяжённостью 59 километров — от станции Апшеронская до станции Шпалорез через станции Самурская, Черниговская и 40 км. Было одно короткое ответвление длиной 2,5 километра — от 40 го километра до Кушинки.

К большому сожалению, в 2010 году участок Апшеронская — Самурская был разворован. Железная узкоколейная дорога уменьшилась практически в два раза.

Представляется вероятным скорое уничтожение последнего участка узкоколейной железной дороги.

а здесь можно посмотреть фильм про эту дорогу: http://www.youtube.com/watch?v=utYkKiu11qU